Этап самолетом
Замерзших зеков с Колымы на большую землю вывозили самолетами
Кажется, что совсем еще недавно основной темой для обсуждения средствами массовой информации была тема так называемые «летающих тюрем ЦРУ». На самом деле, речь шла об обычных военно-транспортных самолетах американских ВВС, которые перебрасывали в секретные застенки Европы и, в основном, в тюрьму «Гуантанамо», людей, заподозренных в участии в деятельности движения «Талибан» в Афганистане и террористической организации «Аль-Кайда» в Ираке. Но в США вполне реально существует еще один вид летающих тюрем – самолетов для перевозки уголовников.
«Летающие Маршалы»
В отличие от России, в США нет так называемых «столыпинских» выгонов, в которых осужденных перевозят к месту отбывания наказания. Там действует другая система доставки арестантов. Совершивший преступление на территории штата после оглашения приговора отправляется из местного следственного изолятора в его главную тюрьму.
Как правило, транспортировкой зеков в США занимаются частные охранные предприятия. Несколько раз в неделю их «воронки»отправляются в провинцию для того, чтобы забрать очередную партию будущих сидельцев. Причем, в соответствии с договоренностью, они могут делать заезды и в соседние штаты. Это в том случае, если за осужденными или подозреваемыми числятся грешки на соседних землях, и местные служители Фемиды там тоже мечтают о встрече с нарушителями закона.
Но вот осужденные за особо тяжкие преступления, например, убийства, отправляются отбывать наказание в тюрьмы, предназначенные для содержания особо опасных преступников, такие как знаменитая «Синг-Синг». И попадают они туда, в буквальном смысле, по трапу, а еще точнее, на самолете.
В конце прошлого века на экраны США вышел фильм «Тюремный самолет». В нем рассказывается, как группа особо опасных преступников захватывает специальный самолет, предназначенный исключительно для перевозки такого контингента. Конечно, сюжет придуман, но в нем есть и доля правды. Такая специальная авиакомпания в США действительно существует с 1984 года, и называется она «Флай маршалз» - «летающие маршалы».
На регистрацию никто не опаздывает, никто не теряет багаж
Авиакомпания «ФМ» принадлежит министерству юстиции США, точнее, Федеральной службе маршалов. Обязанности этих служителей правосудия отчасти похожи на обязанности наших отечественных приставов. Но, кроме взыскания долгов и поддержания порядка в залах суда, они занимаются еще и защитой свидетелей, конвоированием заключенных, а в последнее время, после трагедии 11 сентября 2001 года, сопровождают самолеты.
Офис и аэродром компании находится в штате Оклахома, недалеко от его столицы Оклахома-Сити, и, наверное она единственная среди авиаперевозчиков, кого не затронул мировой кризис. Авиапарк включает в себя 15 самолетов, в том числе два «Боинга-727» и небольшой реактивный «Сессна», в свое время конфискованный у наркоторговцев.
Раньше приходилось перевозить заключенных на длительные расстояния либо автотранспортом, либо гражданскими самолетами. В первом случае приходилось делать рискованные остановки в пути. Во втором - инструкция предписывала трем маршалам сопровождать одного заключенного. Следовательно, требовалось четыре авиабилета в один конец, и три - обратно. Это обходилось дороже, чем весь нынешний годовой бюджет службы, составляющий 15 млн долларов. А ведь маршалам в течение года приходится перевозить по воздуху более 60 тысяч заключенных.
Итак, пассажиров под конвоем доставляют на летное поле аэродрома «Уил Роджерс» в «автозаках». Начинается погрузка. Вокруг пояса каждого арестанта металлическая цепь, к которой прикреплены наручники. Впрочем, после взлета и перед посадкой их снимают. Одеты заключенные по разному: подследственные в гражданскую одежду, те, кого переводят в тюрьмы с более строгим режимом, облачены в одинаковые рубашки и полотняные брюки. В руках пластиковый пакет со сменой белья и туалетными принадлежностями. «Авиабилеты» - сопроводительные документы - находятся в портфеле старшего смены. Маршалы не имеют при себе оружия, но оно есть на борту. Пассажиры редко начинают буйствовать – вес большинства конвоиров превышает 100 килограмм. А если увещевания не помогают, то на нарушителей либо надевают наручники, либо отводят в туалет для «воспитательной беседы».
Случаи попыток захвата самолета можно пересчитать по пальцам. Например, однажды, сразу после посадки, два здоровенных зека бросились к люку и еще во время рулежки попытались выпрыгнуть наружу. Но под угрозой применения оружия они отказались от этой затеи. В результате несостоявшиеся беглецы добавили к своим срокам еще по три года. После случившегося желающих бежать больше не находилось.
Питание пассажиров внутренних рейсов скудное - гамбургер, чипсы и пластиковая бутылка воды. Маршалам приходится летать и за границу. Например, в Колумбию по делам, связанным с наркотиками, на Кубу, куда возвращают нежелательных иммигрантов, на военные базы в ФРГ, откуда забирают солдат и офицеров, совершивших преступления. Всего же в неделю «летающие маршалы» совершают около 5-6 рейсов, по четыре-пять остановок в день.
Билет в один конец
А вот в России с воздушными перевозками зеков дела обстоят намного хуже. В соответствии со статьей 73 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ, осужденные должны отбывать наказание в учреждениях в пределах территории субъекта, на которой они проживали или были осуждены. Но не во всех регионах есть, например, колонии строгого режима или зоны, куда определены осужденные на пожизненное заключение. Да и многие колонии общего режима часто оказываются переполненными. Вот и получается, что зеков приходится этапировать иногда за тысячу километров. Причем в «столыпинских» вагонах. Руководство ФСИН признает, что использование сквозных и особых караулов при авиаперевозке одного или двух заключенных ведет к нерациональному расходованию средств. На такой «почетный эскорт» могут рассчитывать или особо опасные преступники, или осужденные олигархи, вроде Ходорковского и Лебедева. Но существуют регионы, куда только самолетом можно долететь - Магаданская область, Якутия, Ямало-Ненецкий АО. Вот и приходится прибегать к услугам гражданских авиакомпаний. При этом принимаются максимальные меры предосторожности, поскольку не забыто еще ЧП, случившееся 19 августа 1990 года. Тогда 11 заключенных, этапированных из Нерюнгри в Якутск, разоружили конвой и, взяв пассажиров в заложники, потребовали, чтобы самолет взял курс на Карачи. Только не знали они, что в Пакистане в отношении угонщиков самолетов действуют суровые законы, а российские тюрьмы - рай по сравнению с пакистанскими.
В результате все бандиты были приговорены к смертной казни, которую им заменили потом на пожизненное заключение. Очень скоро угонщики запросились обратно в Россию. Их ходатайство было удовлетворено только через 8 лет. Домой вернулись не все. Трое скончались до депортации, остальные получили еще по 15 лет.
Но вот уникальный случай произошел в 2006 году в колонии общего режима №3, что в поселке Талая Магаданской области. Когда в январе температура воздуха достигла 53 градуса ниже нуля, вышла из строя котельная. Отремонтировать ее своими силами не удалось, а вызвать ремонтную бригаду из Магадана не представилось возможным. Тогда всех 300 заключенных вывезли в областной центр и разместили в СИЗО, поскольку местная колония общего режима находилась на реконструкции. Изолятор оказался переполненным. Было принято решение перебросить заключенных в колонии Приморья. Для этого пришлось арендовать чартерный самолет, только один рейс которого обошелся ФСИН в 1 млн рублей.
Все бортпроводницы были заменены на мужчин-стюардов, а погрузку и выгрузку пассажиров, помимо солдат внутренних войск, держал под контролем еще и ОМОН. В результате все заключенные были размещены в зонах Хабаровского края и Амурской области. ИТК №3 решили законсервировать, а ее обитатели будут дожидаться окончания реконструкции колонии под Магаданом, после чего вернутся, что называется «с югов» обратно, досиживать оставшийся срок.
Но, как говорится, нет худа без добра. В скверное положение попали в этом году экипажи лайнеров обанкротившейся авиакомпании «КрасАйр», застрявшие в Норильске. Оказавшиеся без денег и без помощи руководства летчики были вынуждены обратиться в прокуратуру. А там, недолго думая, посадили бедолаг на опять же арендованный самолет, который должен был перевести заключенных как раз в Красноярск.
И последнее. Совсем недавно в Южно-Сахалинске на территории Управления конвойной службы установили самолет АН-24, самый используемый на внутренних линиях Крайнего Севера. По сути, его превратили в тренажер, на котором сотрудники службы отрабатывают действия по перевозке заключенных на территории области и на материк. Но вот вопрос о создании специальной авиакомпании, подобной американской «ФМ», пока не стоит.
По материалам газеты
"За решеткой"