- Регистрация
- 31 Октябрь 2014
- Сообщения
- 40,713
- Симпатии
- 2,835
- Баллы
- 113
Пересылка в монастыре
Тюрьма на территории Брестской крепости появилась, в общем-то, случайно благодаря целому ряду совпадений. Дело в том, что строительство крепости велось фактически на территории уже существовавшего города.
В 1833 году русское командование решило возвести мощную систему фортификационных сооружений для защиты новых западных границ Российской империи.
По приказу императора Николая I древнее поселение Брест было перенесено на два километра восточнее, а жителям выдана ссуда на строительство нового жилья. Именно там сейчас и находится современный город Брест.
На стратегически важном месте старого города начали возводить мощную крепость. Она располагалась на четырех островах, образованных рукавами рек Мухавец и Западный Буг, а также системой искусственных каналов. Главным оборонительным узлом являлась Цитадель - остров с двухэтажной замкнутой казармой.
С севера Цитадель прикрывало мощное Кобринское укрепление, с юга - Волынское, а с запада - Тереспольское укрепление. Все они входили в единую систему крепости.
Многочисленные католические храмы, монастыри, приходские школы, корчмы и бани, а также жилые дома при строительстве крепости были частично или полностью уничтожены либо приспособлены для военных нужд.
Именно так случилось и с женским монастырем ордена бригиток, оказавшимся в зоне строительства Кобринского укрепления. Каменное здание монастыря, построенное в 1751 году, было конфисковано военными властями и превращено в казармы. Но в таком качестве оно функционировало недолго, и вскоре там разместился дисциплинарный батальон.
В 1863 году на территории царства Польского вспыхнуло вооруженное восстание, которое затем распространилось и на Западную Белоруссию. Царские войска довольно быстро разгромили основные силы повстанцев, но мелкие отряды продолжали партизанскую войну, укрываясь в лесах. Бороться с ней русское правительство решило путем массовых репрессий. Около 250 тысяч польских повстанцев были арестованы и сосланы в Сибирь.
С началом восстания бывший монастырь был превращен в военно-полевую, а затем и в пересыльную тюрьму.
«На Бригитках» сидел один из руководителей восстания Роман Рогинский и сотни других повстанцев.
До начала Первой мировой войны Брестский тюремный замок работал в формате пересыльной тюрьмы. В этот период в качестве заключенного там несколько раз побывал будущий шеф ВЧК Ф.Э. Дзержинский. Как известно, он неоднократно арестовывался полицией на территории царства Польского, получал срок и высылался в Сибирь, откуда бежал и снова начинал свою революционную деятельность.
Польский след
После Первой мировой войны территория Западной Белоруссии оказалась в составе вновь образованного польского государства. В августе 1920 года во время советско-польской войны части Красной армии взяли Брестскую крепость решительным штурмом, захватив многочисленные трофеи, в том числе один неприятельский бронепоезд.
Маршал Юзеф Пилсудский так писал об этих событиях: «Безусловно, падение Бреста, на который я так надеялся, произвело на меня сильное и глубокое впечатление, таким оно было неожиданным».
Однако, увлеченный стремительным движением к Варшаве, советский командующий Михаил Тухачевский просмотрел концентрацию польских войск на своем левом фланге. В результате последовавшего контрудара Западный фронт развалился и начал отступать. Понеся большие потери убитыми, ранеными и пленными, Красная армия оставила территорию Польши и Западной Белоруссии.
Польские войска вновь заняли Брест-Литовск, а Брестская крепость стала огромным концентрационным лагерем для тысяч пленных красноармейцев. Содержались они в нечеловеческих условиях, большинство погибли от голода, холода и издевательств. По советским данным, в польских лагерях, расположенных непосредственно в крепости и вокруг нее, погибли около 19 тысяч красноармейцев.
После окончания боевых действий Брест стал столицей Полесского воеводства Польши.
В крепости и городе разместился большой военный гарнизон, а пересыльный замок «На Бригитках» польские власти превратили в тюрьму строгого режима. Там содержались только самые опасные государственные преступники.
Так, летом 1930 года в крепость под усиленной охраной были доставлены 21 депутат польского сейма из рядов оппозиции, арестованные по приказу диктатора Пилсудского.
Они обвинялись в «злоупотреблении демократией» и подготовке государственного переворота.
В крепостных застенках с депутатами и сенаторами не церемонились. Полицейские и жандармы жестоко избивали их и морили голодом. 26 октября 1930 года в Бресте прошел громкий судебный процесс, на котором все обвиняемые были приговорены к длительным срокам тюремного заключения.
В тюремном замке Брестской крепости пришлось посидеть и лидеру ОУН Степану Бандере. 15 июня 1934 года украинские националисты при его непосредственном участии застрелили министра внутренних дел Польши Перацкого. Степан Бандера попытался скрыться, но был арестован при попытке нелегально пересечь польско-чешскую границу.
13 января 1936 года Степана Бандеру приговорили к смертной казни через повешение. От виселицы его спасло только постановление об амнистии. Смертную казнь заменили пожизненным заключением. А зря.
Во время пребывания за решеткой лидер ОУН сменил несколько польских тюрем. В начале 1938 года польские власти получили информацию о том, что украинские националистические организации готовят своему руководителю побег.
Поэтому Степана Бандеру срочно отконвоировали в тюрьму, расположенную в Брестской крепости, откуда сбежать было просто невозможно. Там, по имеющимся данным, он все время сидел в одиночке, находясь под жестким контролем охраны.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, и началась Вторая мировая война. Вскоре на территорию Западной Белоруссии вошли части Красной армии.
13 сентября польская администрация бежала, выпустив на свободу всех узников тюрьмы. По некоторым данным, польские жандармы специально отпустили Степана Бандеру на свободу, так как он мог возглавить сопротивление националистов против Советов на Западной Украине. Так оно впоследствии и произошло.
Политизолятор НКВД
После включения бывших польских территорий в состав СССР тюрьма «На Бригитках» продолжила свое существование. В официальных документах она именовалась как общая тюрьма №23, которая, в свою очередь, подразделялась на 1-й корпус (городская тюрьма Бреста) и 2-й корпус («Бригитки» - помещение бывшего монастыря на территории западной части Кобринского укрепления). В 1-м корпусе, то есть в городской тюрьме, сидели только уголовники. А во втором, на территории крепости, только политические.
Некоторые историки в связи с этим высказывают недоумение, почему НКВД решил разместить крупный политический следственный изолятор практически на линии Государственной границы. Ответ очень прост.
Во-первых, помещение замка было полностью оборудовано под тюрьму строгого режима еще поляками. В здании имелись надежные решетки, железные ворота, двери. От других строений Кобринского укрепления тюрьма была отгорожена высоким каменным забором, обтянутым колючей проволокой. Все обеспечивало высокую надежность ее охраны.
Во-вторых, в НКВД даже представить себе не могли, что Брестскую крепость захватят немцы. Предполагалось, что Красная армия в случае приграничного конфликта быстро разобьет вермахт и отбросит немцев в глубь Польши.
Поэтому тюрьма функционировала и была переполнена в два раза.
На 10 июня 1941 года в ней находились 680 заключенных. В основном это были бывшие польские офицеры и белорусские националисты.
Охрану «Бригиток» осуществляли солдаты 132-го отдельного батальона войск НКВД, который дислоцировался здесь же, в Брестской крепости. Состав караула по охране 2-го корпуса составлял 15 человек.
Рано утром 22 июня 1941 года после артиллерийского обстрела немецкие штурмовые подразделения с разных сторон проникли в Брестскую крепость и завязали бой. Корпус тюрьмы «На Бригитках» был с ходу захвачен разведбатальоном 45-й пехотной дивизии вермахта.
Часть заключенных погибли во время боя, а остальных немцы отпустили на свободу, чтобы они не путались под ногами во время штурма крепости.
Любопытно, что немецким разведбатальоном командовал некий майор фон Паннвиц. Да, да, тот самый Гельмут фон Паннвиц, который впоследствии получил генеральские погоны и возглавил Казачью дивизию СС, сформированную из русских военнопленных и эмигрантов. В мае 1945 года фон Паннвиц был выдан советским властям, осужден, а затем казнен вместе с другими деятелями «Казачьего стана» - генералами Шкуро и Красновым. Вот такой вот странный зигзаг истории.
...Что же касается тюрьмы «На Бригитках», то больше она по своему назначению не использовалась. Гитлеровцы ее не восстанавливали, городские власти после окончания войны - тоже.
Вообще само упоминание о том, что в знаменитой Брестской крепости накануне войны имелась политическая тюрьма, было признано некорректным. В 1955 году остатки тюремного замка взорвали армейские саперы. Теперь на этом месте - лишь небольшая возвышенность, поросшая кустами, крапивой и деревьями.
По материалам газеты
«За решеткой» (№7 2014 г.)